Гостевая книга

Ссылки

Об авторе

Лицейские педагоги

Первым директором Лицея стал Василий Федорович Малиновский. После его смерти, директором был назначен Егор Антонович Энгельгардт.
Среди первых профессоров и преподавателей Лицея, оказавших непосредственное влияние на А. С. Пушкина и поколение декабристов были Александр Петрович Куницын (нравственные и политические науки); Николай Федорович Кошанский (эстетика, российская и латинская словесность); Яков Иванович Карцев (физические и математические науки); Теппер де Фергюсон (музыка и хоровое пение) Александр Иванович Галич (русская словесность); Федор Богданович Эльснер (военные науки); Давид Иванович де Будри (французская словесность); Сергей Гаврилович Чириков (изящные искусства).

ДИРЕКТОРА

Первый директор Лицея

Василий Фёдорович Малиновский

Малиновский Василий Федорович [1765 — 23.3(4.4).1814, Петербург], русский публицист, просветитель. Родился в семье священника. Окончил Московский университет (1781). Был на дипломатической службе. В 1811 назначен первым директором Царскосельского лицея. Создав в нём атмосферу свободолюбия, содействовал воспитанию прогрессивных писателей и политических деятелей. Из произведений Малиновского наиболее значительное «Рассуждение о мире и войне», написанное в 1790—1798, в котором Малиновский осуждает завоевательную политику, пропагандирует общий и справедливый мир между народами.
В ряде работ и издававшемся Малиновским журнале «Осенние вечера» (1803, № 1—8) развивались идеи народоправства, равенства всех людей и народов. Был сторонником промышленного и культурного развития России. Разделял планы государственных преобразований М. М. Сперанского. В записке «О освобождении рабов» (1802, опубликована 1958) разработал один из первых проектов отмены крепостного права. Критиковал официальную православную церковь. Социально-историческая ограниченность Малиновского проявилась в увлечении религиозно-мистическими идеями.

Второй директор Лицея

Егор Антонович Энгельгардт

Энгельгардт (Георг-Рейнгольд, Егор Антонович) - писатель и педагог (1775 - 1862), уроженец города Риги. Сперва служил на военной службе, в 1796 г. перешел в коллегию иностранных дел. С учреждением государственного совета Э. был назначен помощником статс-секретаря. В 1811 г. Э. назначен директором санкт-петербургского педагогического института; с 1816 по 1823 годы состоял директором Царскосельского лицея. Писал по вопросам экономическим и сельскохозяйственным. Ряд его статей напечатан в издании Шторха "Russland unter Alexander I" (27 выпуск, Санкт-Петербург и Липецк, 1803 - 11).

С 1838 по 1852 гг. под его редакцией выходила газета "Russische Landwirtschaftliche Zeitung" Э. издал по рукописным дневникам Врангеля.

 

ПРЕПОДОВАТЕЛИ

Преподаватель нравственности, логики и юридических наук.

Куницын Александр Петрович

А. П. Куницын.
Д.Б .Будри.
С рисунка А. Д. Илличевского. 1816.
Куницын преподавал в Царскосельском лицее нравственность, логику и юридические науки. Широко образованный ученый с независимым образом мышления, он произвел на лицеистов сильное впечатление своей знаменитой речью, произнесенной при открытии Лицея в присутствии Александра I, где громко звучали слова о гражданском долге, а царь не был даже упомянут.

Вы помните: когда возник лицей,
Как царь для нас открыл чертог царицын.
И мы пришли. И встретил нас Куницын
Приветствием меж царственных гостей...
-

писал Пушкин в стихотворении, посвященном 25-летию Лицея (1836).
Куницын рассказывал в своих лекциях о равенстве всех граждан перед законом, необходимости замены абсолютизма республиканским образом правления и ликвидации крепостного права.
Пушкин, по свидетельству современников, «охотнее всех других классов занимался в классе Куницына» и о его лекциях «вспоминал всегда с восхищением».

Куницыну дань сердца и вина!
Он создал нас, он воспитал наш пламень,
Поставлен им краеугольный камень,
Им чистая лампада возжена...

В 1819 году Куницын и Н. И. Тургенев предполагали создать общество для издания общественно-политического журнала «Россиянин XIX века» и привлечь к нему Пушкина.

В 1821 году Куницын был смещен с занимаемых им кафедр и исключен со службы по Министерству народного просвещения за изданную им книгу «Естественное право», в которой, по мнению правительства, содержались «весьма вредные, противоречащие истинам христианства и клонящиеся к ниспровержению всех связей семейственных и государственных» мысли и утверждения. Пушкин гневно осудил запрещение книги в «Послании цензору» (1822).

Надпись Пушкина на книге «История Пугачева»: «Александру Петровичу Куницыну от автора в знак глубокого уважения и благодарности. 11 января 1835» является единственным свидетельством их общения в последние годы жизни поэта. По словам П. А. Плетнева, Пушкин сохранил к Куницыну до смерти своей неизменное уважение.

 

Преподаватель русского языка и словесности

Кошанский Николай Фёдорович

На уроках Кошанского лицеисты учились "описывать розу стихами" (Ив. Пущин), спорить, интересно рассказывать о прочитанных книгах, составлять аннотации, подбирать материалы для журнала "Мудрец" - выходил такой в Лицее, забавный полный пародий, веселых шуток, изящных стихотворений, от руки переписанный Данзасом, - разбирать и понимать смысл од Горация, холодную прозрачность строк Анакреонта и прочих "древних стариков". "Трепать их лавры" под руководством остроумного и забавно - строгого Николая Федоровича Кошанского было не так уж трудно. Разбирали лицеисты и трудные формы русских глаголов и размеры греческого гекзаметра, на лету запоминая, что такое прасодия.

 

Преподаватель математики и физики

Карцев Яков Иванович

сын священника Смоленской епархии, профессор Царскосельского лицея, род. в 1785 г., умер 15 февраля 1836 г. Образование получил в Смоленской семинарии, в Петербургской Ларинской гимназии и в главном педагогическом институте, в котором и кончил курс в 1807 г. В числе 12-ти лучших воспитанников отправлен был в 1808 г. за границу, а в 1811 г., по выдержании экзамена при Академии Наук, назначен адъюнкт-профессором на кафедру физико-

математических наук в только что открытый Императорский лицей в Царском Селе. Он устроил при лицее и описал кабинеты физический и минералогический; в 1818 г. был избран членом минералогического общества; с 1831 г. преподавал физику и механику в Морском кадетском корпусе и физико-математические науки принцу Петру Георгиевичу Ольденбургскому. "Памят. книжка Императ. Александр. лицея за 1856—1857 г., 164—169. {Половцов} Карцев, Яков Иванович проф. матем. наук Александровского лицея, писат., член Минералогич. общ.; † 15 февраля 1836 г. {Половцов}

 

Преподаватель музыки и хорового пения

Людвиг Вильгельм Теппер де Фергюсон

Людвиг Вильгельм Теппер де Фергюсон(ок. 1775 – не ранее 1823) — был известным в свое время пианистом и композитором. Он прибыл в Санкт-Петербург из Варшавы, устроился учителем музыки и хорового пения в Царскосельском лицее. Его перу принадлежит опера «Тиль Уленшпигель» и множество произведений для фортепиано — сонаты, вариации, фантазии. Его творчество, и в частности, фортепианная соната ор. 18 ре мажор для четырёхручного исполнения вызывает особый интерес ещё и потому, что оно связано с именем А.С. Пушкина. Вильгельм Петрович (так звали в России композитора) к историческому выпуску Лицея 1817 года написал «Прощальную песню» на слова А. Дельвига, исполненную 9 июня хором лицеистов, в числе которых был Пушкин. Эта Песня, известная впоследствии как лицейский гимн, «потом не раз звучала на встречах выпускников лицея. По воскресеньям в доме Вильгельма Петровича устраивались литературные вечера — беседы, где первенствовал Пушкин. Звучала музыка, в том числе и сочинения Фергюсона. Возможно, что играли его четырёхручную сонату».

 

Преподаватель русской словесности

Александр Иванович Галич

Мемориальная табличка на доме Галича

 

 

Галич. Рисунок Пушкина.

Александр Иванович Галич(настоящая фамилия Гов?оров, 1783—1848) — преподаватель латинской и российской словесности в Главном немецком училище св. Петра и в Царскосельском лицее, профессор Петербургского университета, учитель А. С. Пушкина, литератор, философ, один из первых последователей немецкого философа Шеллинга в России.

А. И. Галич (Говоров) родился в 1783 в г.Трубчевске (Орловская губерния) в семье дьячка. В 1793—1803 годах обучался в Севской духовной семинарии. Затем поступил в Петербургскую учительскую семинарию, которая в 1804 была преобразована в Главный Педагогический институт. Здесь он изменил свою фамилию на «Галич» (до этого он уже однажды менял фамилию с «Говоров» на «Никифоров»). В 1808 он продолжил учёбу в немецких университетах в Гельмштедте и Гёттингене).
В 1813 году защитил диссертацию на

кафедре философии Санкт-Петербургского Педагогического института. В 1814—1818 годах Галич преподаёт в Петришуле, в Царскосельском лицее и Педагогическом институте. В 1819 Главный Педагогический институт был преобразован в Петербургский университет, в котором Галич был первым представителем философской кафедры.

В 1818—1819 гг. Галич издал в двух томах «Историю философских систем», составленную на основании немецких трудов Захера, Аста, Теннемана и других немецких философов. Сочинение заканчивается изложением философской системы Шеллинга. Вскоре после этого против Галича, вместе с тремя другими профессорами, возбуждено было попечителем учебного округа Руничем обвинение в безбожии и революционных замыслах.

В 1837 его увольняют из Петербургского университета, обвинив в свободомыслии, но сохраняют за ним оклад экстра-ординарного профессора и казенную квартиру. Вскоре реформа университета в 1837 лишает его и этих средств к существованию. Однако, в том же 1837 году он получает место начальника архива при Провиантском департаменте. Несмотря на постигшие его неудачи, Г. продолжает работать и издавать свои труды. Его «Лексикон философских предметов» (1845) — становится одним из первых в России философских справочников.

Наиболее значительными по объёму и значимости поднятых вопросов являлись два его последних труда: «Всеобщее право» и «Философия истории человечества». Однако неудачи не покидали Галича — едва только он успел закончить свой труд, как в его отсутствие случайный пожар бесследно уничтожил многолетнюю работу. Не в силах пережить эту потерю, Галич заболел и умер в 1848.

 

Преподаватель военных наук

Фёдор Богданович Эльснер

— генерал-майор, инженер-профессор; происходил из дворян Австрийской империи и родился в 1771 г. в Берлине. По окончании первоначального обучения в пансионе Эльснер поступил в дворянскую военную академию в Лигнице, откуда был зачислен в корпус инженеров прусской, а затем польской службы. По упразднении этих войск Эльснер в чине капитана перешел на русскую службу (1-го февраля 1795 г.) и был определен в бывший Шкловский (Смоленский) кадетский корпус преподавателем военных наук и инспектором классов. Добросовестное отношение к делу обратило на себя внимание начальства, и Высочайшим указом от 22-го ноября 1799 г. он был пожалован в коллежские асессоры, с переименованием в майоры и с оставлением при вышеупомянутом корпусе. 10-го мая 1801 г. Эльснер, по прошению, был уволен от службы, а в следующем году, по рекомендации инженера генерал-майора Сухтелена, был призван в Дерптский университет как преподаватель военных наук. 22-го января 1803 г. академический совет избрал его экстраординарным профессором. Когда в Дерпте был образован комитет для наблюдения за постройкой университетских зданий, Эльснер был назначен помощником главного руководителя этого комитета, профессора Краузе, а в награду за ревностное отношение к делу Высочайшим повелением был назначен ординарным профессором военных наук. 1-го августа 1805 г. Эльснер был избран деканом 2-го и 4-го отделений философского факультета на 1 год, а 1-го августа 1809 г. снова деканом и членом академического апелляционного суда, также на 1 год. Эльснер составил коллекцию моделей по артиллерии и фортификации для Дерптского университета; многие из них были приготовлены им самим. Кроме того, он выполнил заказ на подобные модели для первого кадетского корпуса в Петербурге. В 1812 г., в виде награды, Эльснер был пожалован в коллежские советники. Крайне стесненное материальное положение заставило его искать новый заработок; в это время совет неоднократно выручал его от кредиторов. В ноябре 1812 г. Эльснер внезапно был вытребован в корпус маркиза Паулуччи, прикрывающий город Ригу, и был назначен обер-квартирмейстером. 4-го декабря того же года ему пришлось участвовать при овладении города Мемеля. 24-го января 1813 г. Эльснер сообщил совету из Мемеля, что он назначен полковником армии и обер-квартирмейстером с прибавкой оклада к профессорскому содержанию на все время войны. В этом же году Эльснер был назначен комендантом города и крепости Риги, 14-го июля 1813 г. — инспектором всех российских военных дел в городе и крепости Пиллаве, а 12-го сентября — комендантом Кенигсберга. 19-го августа 1815 г. он был определен в инженерный корпус с чином полковника. Когда в 1816 г. в Царскосельском лицее стали вводить преподавание военных наук, то к преподаванию их был призван Эльснер; сначала приватно, а затем Высочайшим повелением от 2-го декабря 1816 г. он был зачислен профессором военных наук по лицею и пансиону, где и оставался до 1820 года. 1-го июня 1817 г. Эльснер был назначен членом комитета финляндских укреплений, а 13-го июля был командирован на остров Алланд для составления проекта о заложении там крепости. 12-го февраля 1818 г. он был по собственной просьбе уволен из комитета финляндских укреплений, а в следующем году был назначен членом инженерного отделения военно-ученого комитета. 21-го февраля 1820 г. он был назначен помощником начальника главного инженерного училища. В этой новой должности Эльснер, как сведущему инженеру и педагогу, пришлось много потрудиться. При учреждении инженерного училища важным вопросом являлась учебная часть. Открытия и исследования в области химии, механики и физики шли одно за другим. Необходимость серьезного образования для инженерных офицеров ясно сознавалась учредителями инженерного училища при самом его открытии. Но являлся вопрос, в каких размерах преподавать требуемые предметы. Общий уровень образования был довольно низок. По поводу постановки учебной части велись серьезные прения, и Эльснер как ближайший помощник начальника училища принимал в них деятельное участие. Он составил обширную записку, в которой излагал свой взгляд на образование военного инженера вообще и на границы возможных требований относительно научного образования в главном инженерном училище. По мнению его, все науки делились на общеобразовательные и специальные, строительное же искусство — на военно-строительное и гражданское. Эльснер ясно сознавал прямое назначение училища, и потому желал придать учебному преподаванию исключительный военно-инженерный характер в тесном смысле. Из его записки видно, что он стремился только к возможному. На военного инженера Эльснер смотрел как на человека, которому не чуждо знание строительного искусства, но не как на строителя исключительно. Исходя из этого, он считал необходимым преподавание артиллерии. Надо отдать полную справедливость его ясному воззрению на этот предмет. Он говорил, что при изучении артиллерии следует обращать больше внимания на "употребление и действие орудий, чем на изучение технической части артиллерии, которая для инженера менее важна". Замечание это сохраняет свое значение и для настоящего времени. Военное искусство он считал необходимым для лучшего уразумения инженерам всех правил фортификации в применении их к делу и для того, чтобы инженеры при случае могли заменять офицеров генерального штаба. Признавая огромную пользу от изучения математики в смысле педагогического средства для развития способностей учащихся и как знание существенно полезное для инженеров, Эльснер в особенности останавливался на этом предмете. При преподавании его он считал необходимым иметь постоянно в виду умение применять принципы математики к делу, почему и предлагал избрать простейший способ преподавания в этом случае, совершенно не прибегая к доказательству одной и той же проблемы на разные лады, видимо считая подобный способ учебным щегольством. Вообще, барон Эльснер был того убеждения, что математика в образовании инженера есть не более как средство, хотя и очень могущественное, но никак не конечная цель. Взгляд его на высшую математику теперь покажется, пожалуй, узким, по крайней мере странным. Он прямо указывает некоторые случаи, когда дифференциальное и интегральное вычисления полезны, оговаривая при этом, что хороший строитель может обойтись и без знания и что даже изучение механики возможно без нее; мнение свое он поддерживал тем, что самые знаменитые машины были придуманы простыми людьми, не знавшими высшего анализа. Вообще, он держался того убеждения, что приложение высшей математики к делу чаще встречается в области артиллерии, чем в инженерной практике. Вследствие этого он говорил, что изучение высшей математики не обязательно в училище, тем более что уровень образования и развития тогдашней молодежи был не особенно высок и, кроме того, чувствовался существенный недостаток в хороших преподавателях. К сожалению, начальник училища граф Сиверс, задаваясь более обширной программой, чем барон Эльснер, не проявлял сочувствия к его взглядам на учебную часть. 20-го января 1821 г. Эльснер был пожалован в генерал-майоры, а 3-го марта 1828 г. был назначен начальником главного инженерного училища, каковую должность занимал до самой своей смерти, последовавшей в 1832 году. Помимо своей выдающейся педагогической деятельности, Эльснер известен еще как писатель: его превосходное руководство к полевой фортификации дарилось всем поступавшим в офицерский класс, прекрасное же сочинение по части строительного искусства, переведенное на русский язык генерал-майором Н. К. Ломновским, было долгое время единственным руководством по этому вопросу. Эльснер имел ордена до св. Анны 1-й ст. включительно, неоднократно удостаивался Высочайших благодарностей и пожалован был в Курляндской губернии арендой и 5000 рублями ассигнациями. Формуляр в отделении архива Главного Штаба в Москве.

 

Преподаватель французской словесности

Давид Иванович де Будри

Давид Иванович де Будри (1756-1821) - прoфeссoр фрaнцузскoгo языкa и слoвeснoсти в Цaрскoсeльскoм лицee (1811 -1821), брaт извeстнoгo дeятeля Вeликoй фрaнцузскoй рeвoлюции Жaнa-Пoля Мaрaтa, «нa нeгo пoxoжий лицoм». С 1784 гoдa жил в Рoссии. Сoxрaнились зaписи лeкций дe Будри, в кoтoрыx прeoблaдaют oтрывки из пoлитичeскиx сoчинeний фрaнцузскиx писaтeлeй. Пo свидeтeльству М. A. Кoрфa, дe Будри «спoсoбствoвaл нaшeму рaзвитию, oтнюдь нe в oднoм

пoнимaнии фрaнцузскoгo языкa... Oн спoсoбствoвaл прaвильнoму мышлeнию и oтчeтливoму вырaжeнию мыслeй слoвoм».

Пушкин oxoтнo пoсeщaл урoки дe Будри и был лучшим eгo учeникoм. В нaчaлe 1830-x гoдoв oн нaписaл для свoиx «Aвтoбиoгрaфичeскиx зaписoк» oчeрк o дe Будри и рaсскaзaл в нeм o Мaрaтe, кoтoрoгo дe Будри oчeнь увaжaл, и o «дeмoкрaтичeскиx мысляx» свoeгo лицeйскoгo учитeля.

 

Преподаватель изящных искусств

Сергей Гаврилович Чириков

Портрет Чирикова

Портрет Пушкина руки Чирикова

Учитель рисования Сергей Гаврилович Чириков занимался с воспитанниками увлеченно. Более всего они копировали с различных гравюр, со слепков и рисовали с натуры друг друга, а иногда приезжавших в Лицей родных и знакомых. Уроки С.Г. Чирикова не прошли бесследно — всех своих питомцев он научил рисовать. Известно, что Ф.Ф. Матюшкин свои записи во время путешествий снабжал своими же рисунками. Делал, видимо, зарисовки и В.Д. Вольховский— топограф.

Чириков был определен в Царскосельский Лицей 28 июля 1811 года не только учителем рисования, но и гувернером. Он пользовался любовью со стороны своих питомцев. «...Очень любимый лицеистами за ровный и приятный характер, за обходительность, за некоторое достоинство, не позволяющее нам таких с ним шалостей, на которые мы пускались с другими; наконец и за сочувствие к нашим литературным занятиям, в которых он находил вкус, потому что сам был поэт» — так вспоминал о Чирикове М.А. Корф. Действительно, Сергей Гаврилович сочинил поэму-трагедию под названием «Герой Севера», которую воспитанники читали в рукописи. Впоследствии они стали шутливо называть учителя «героем Севера». Это прозвище, видимо,

сохранилось за ним навсегда, ибо в 1840-х годах Е.А. Энгельгардт в письмах к И.И. Пущину упоминает о Чирикове, называя его «героем Севера Чирикандусом».

Прекрасно воспитанный и образованный человек, скромный, с тонким тактом и поэтическими наклонностями, с художественным вкусом, С.Г. Чириков сыграл значительную роль в воспитании и обучении своих питомцев. Имея аттестат «художника первой степени со шпагой», С.Г. Чириков был даровит и сам много рисовал. Видимо, его особенно привлекал портрет. Можно предположить, что он запечатлел образы всех своих воспитанников, а может быть, и всех лицейских наставников. Известны и подлинные работы Чирикова с его подписью — портрет лицеиста С.Г. Ломоносова и портрет учителя чистописания Ф.П. Калинича. Некоторые из портретов, сделанных им, сохранились в позднейших и малоудачных копиях.

Вся его жизнь была связана с Лицеем. Отсюда, уже стариком, он ушел на пенсию. Умер С.Г. Чириков в 1853 году в Петербурге.

Квартира Чирикова. Сергей Гаврилович Чириков, лицейский учитель рисования, жил в галерее, то есть в арке над лицейской библиотекой. Если подняться по парадной лестнице на четвертый этаж, то по левую сторону спального коридора мы увидим дверь, ведущую в помещение над библиотекой. Это дверь в квартиру Чирикова. Как и все одинокие наставники, он занимал в здании две комнаты. Они располагались над лицейской библиотекой и соответственно занимали такую же площадь.

Воспитанники любили ходить к Чирикову. Просто и весело было им вместе с молодым воспитателем. Уютно устраивались на диване, болтали, баловались. Здесь постоянно, особенно в первые годы, устраивались литературные собрания, на которых учитель и его воспитанники сочиняли повесть, рассказывая по очереди ее продолжение. В его гостиной на стене долго сохранялись строки, набросанные рукой Пушкина. На литературных собраниях у Чирикова первенствовали Александр Пушкин и Антон Дельвиг, отличавшийся необыкновенным даром воображения и фантазии. Здесь Пушкин однажды рассказал историю двенадцати «спящих дев», не упомянув источник — поэму Жуковского. Здесь Дельвиг импровизировал на тему русского похода 1807 года против Наполеона, выдавая себя за очевидца тогдашних происшествий. Его повествование «так живо и правдоподобно», что ему почти верят не только соученики, но и директор В.Ф. Малиновский. В 1814 году Александр Пушкин, опять-таки на собрании у Чирикова, сообщил сюжет своей будущей повести «Метель». С.Г. Чириков упоминается в одной из «национальных песен»:

Я во Питере бывал,
Из Царского туда езжал,
Перс я родом
И походом
Я на Выборгской бывал...

Учитель уверял, что род его происходил из Персии. М. Корф впоследствии подтверждал, что действительно «в физиономии своей он имел что-то восточное». Кто-то сочинил шутливые стихи о парчовом диване, на котором по вечерам рассаживались поудобнее питомцы Чирикова, предвкушая увлекательнейшее путешествие вместе со своими выдуманными героями. Существует довольно злая лицейская эпиграмма Пушкина на Чирикова «Портрет», которая рисует его человеком, умевшим приспосабливаться к житейским обстоятельствам:

Поэт, писец и воин,
Всегда, за все, во всех местах
Крапивы он достоин:
С Мартыном поп он записной,
С Фроловым математик,
Вступает Энгельгардт-герой —
И в миг он дипломатик.

«Благодушнейшим из смертных» называл С.Г. Чирикова М.А. Белуха-Кохановский. И лицеист выпуска 1838 года поэт-демократ А.Н. Яхонтов вспоминал о Чирикове, как о «благороднейшем и добрейшем человеке, обладавшем замечательным тактом», и отмечал, что учитель был «живою хроникою минувшего Лицея», поэтому воспитанники «осаждали его любопытными расспросами про старину», и он с добродушною снисходительностью отзывался о шаловливых выходках Пушкина, о его сарказмах и эпиграммах.

 

Врач Лицея

Франц Осипович Пешель

Франц Осипович Пешель(1784-1842) был первым старшим врачом больницы и богадельни, был выходцем из Моравии, приглашенный Куракиным в Россию , исполнял эту должность 26 лет. Являясь с 1811 года одновременно доктором лицея, лечил он и будущего нашего поэта Александра Пушкина. Известны лицейские стихи Пушкина с упоминанием имени Пешеля.

 

copyright © Антон Канжарадзе
Сайт создан в системе uCoz