Лицейские педагоги Первым директором Лицея стал Василий Федорович Малиновский. После его смерти, директором был назначен Егор Антонович Энгельгардт. ДИРЕКТОРАПервый директор ЛицеяВасилий Фёдорович Малиновский
Второй директор ЛицеяЕгор Антонович Энгельгардт
С 1838 по 1852 гг. под его редакцией выходила газета "Russische Landwirtschaftliche Zeitung" Э. издал по рукописным дневникам Врангеля.
ПРЕПОДОВАТЕЛИПреподаватель нравственности, логики и юридических наук.Куницын Александр Петрович
Куницыну дань сердца и вина! В 1819 году Куницын и Н. И. Тургенев предполагали создать общество для издания общественно-политического журнала «Россиянин XIX века» и привлечь к нему Пушкина. В 1821 году Куницын был смещен с занимаемых им кафедр и исключен со службы по Министерству народного просвещения за изданную им книгу «Естественное право», в которой, по мнению правительства, содержались «весьма вредные, противоречащие истинам христианства и клонящиеся к ниспровержению всех связей семейственных и государственных» мысли и утверждения. Пушкин гневно осудил запрещение книги в «Послании цензору» (1822). Надпись Пушкина на книге «История Пугачева»: «Александру Петровичу Куницыну от автора в знак глубокого уважения и благодарности. 11 января 1835» является единственным свидетельством их общения в последние годы жизни поэта. По словам П. А. Плетнева, Пушкин сохранил к Куницыну до смерти своей неизменное уважение.
Преподаватель русского языка и словесностиКошанский Николай Фёдорович
Преподаватель математики и физикиКарцев Яков Иванович
математических наук в только что открытый Императорский лицей в Царском Селе. Он устроил при лицее и описал кабинеты физический и минералогический; в 1818 г. был избран членом минералогического общества; с 1831 г. преподавал физику и механику в Морском кадетском корпусе и физико-математические науки принцу Петру Георгиевичу Ольденбургскому. "Памят. книжка Императ. Александр. лицея за 1856—1857 г., 164—169. {Половцов} Карцев, Яков Иванович проф. матем. наук Александровского лицея, писат., член Минералогич. общ.; † 15 февраля 1836 г. {Половцов}
Преподаватель музыки и хорового пенияЛюдвиг Вильгельм Теппер де ФергюсонЛюдвиг Вильгельм Теппер де Фергюсон(ок. 1775 – не ранее 1823) — был известным в свое время пианистом и композитором. Он прибыл в Санкт-Петербург из Варшавы, устроился учителем музыки и хорового пения в Царскосельском лицее. Его перу принадлежит опера «Тиль Уленшпигель» и множество произведений для фортепиано — сонаты, вариации, фантазии. Его творчество, и в частности, фортепианная соната ор. 18 ре мажор для четырёхручного исполнения вызывает особый интерес ещё и потому, что оно связано с именем А.С. Пушкина. Вильгельм Петрович (так звали в России композитора) к историческому выпуску Лицея 1817 года написал «Прощальную песню» на слова А. Дельвига, исполненную 9 июня хором лицеистов, в числе которых был Пушкин. Эта Песня, известная впоследствии как лицейский гимн, «потом не раз звучала на встречах выпускников лицея. По воскресеньям в доме Вильгельма Петровича устраивались литературные вечера — беседы, где первенствовал Пушкин. Звучала музыка, в том числе и сочинения Фергюсона. Возможно, что играли его четырёхручную сонату».
Преподаватель русской словесностиАлександр Иванович Галич
В 1818—1819 гг. Галич издал в двух томах «Историю философских систем», составленную на основании немецких трудов Захера, Аста, Теннемана и других немецких философов. Сочинение заканчивается изложением философской системы Шеллинга. Вскоре после этого против Галича, вместе с тремя другими профессорами, возбуждено было попечителем учебного округа Руничем обвинение в безбожии и революционных замыслах. В 1837 его увольняют из Петербургского университета, обвинив в свободомыслии, но сохраняют за ним оклад экстра-ординарного профессора и казенную квартиру. Вскоре реформа университета в 1837 лишает его и этих средств к существованию. Однако, в том же 1837 году он получает место начальника архива при Провиантском департаменте. Несмотря на постигшие его неудачи, Г. продолжает работать и издавать свои труды. Его «Лексикон философских предметов» (1845) — становится одним из первых в России философских справочников. Наиболее значительными по объёму и значимости поднятых вопросов являлись два его последних труда: «Всеобщее право» и «Философия истории человечества». Однако неудачи не покидали Галича — едва только он успел закончить свой труд, как в его отсутствие случайный пожар бесследно уничтожил многолетнюю работу. Не в силах пережить эту потерю, Галич заболел и умер в 1848.
Преподаватель военных наукФёдор Богданович Эльснер— генерал-майор, инженер-профессор; происходил из дворян Австрийской империи и родился в 1771 г. в Берлине. По окончании первоначального обучения в пансионе Эльснер поступил в дворянскую военную академию в Лигнице, откуда был зачислен в корпус инженеров прусской, а затем польской службы. По упразднении этих войск Эльснер в чине капитана перешел на русскую службу (1-го февраля 1795 г.) и был определен в бывший Шкловский (Смоленский) кадетский корпус преподавателем военных наук и инспектором классов. Добросовестное отношение к делу обратило на себя внимание начальства, и Высочайшим указом от 22-го ноября 1799 г. он был пожалован в коллежские асессоры, с переименованием в майоры и с оставлением при вышеупомянутом корпусе. 10-го мая 1801 г. Эльснер, по прошению, был уволен от службы, а в следующем году, по рекомендации инженера генерал-майора Сухтелена, был призван в Дерптский университет как преподаватель военных наук. 22-го января 1803 г. академический совет избрал его экстраординарным профессором. Когда в Дерпте был образован комитет для наблюдения за постройкой университетских зданий, Эльснер был назначен помощником главного руководителя этого комитета, профессора Краузе, а в награду за ревностное отношение к делу Высочайшим повелением был назначен ординарным профессором военных наук. 1-го августа 1805 г. Эльснер был избран деканом 2-го и 4-го отделений философского факультета на 1 год, а 1-го августа 1809 г. снова деканом и членом академического апелляционного суда, также на 1 год. Эльснер составил коллекцию моделей по артиллерии и фортификации для Дерптского университета; многие из них были приготовлены им самим. Кроме того, он выполнил заказ на подобные модели для первого кадетского корпуса в Петербурге. В 1812 г., в виде награды, Эльснер был пожалован в коллежские советники. Крайне стесненное материальное положение заставило его искать новый заработок; в это время совет неоднократно выручал его от кредиторов. В ноябре 1812 г. Эльснер внезапно был вытребован в корпус маркиза Паулуччи, прикрывающий город Ригу, и был назначен обер-квартирмейстером. 4-го декабря того же года ему пришлось участвовать при овладении города Мемеля. 24-го января 1813 г. Эльснер сообщил совету из Мемеля, что он назначен полковником армии и обер-квартирмейстером с прибавкой оклада к профессорскому содержанию на все время войны. В этом же году Эльснер был назначен комендантом города и крепости Риги, 14-го июля 1813 г. — инспектором всех российских военных дел в городе и крепости Пиллаве, а 12-го сентября — комендантом Кенигсберга. 19-го августа 1815 г. он был определен в инженерный корпус с чином полковника. Когда в 1816 г. в Царскосельском лицее стали вводить преподавание военных наук, то к преподаванию их был призван Эльснер; сначала приватно, а затем Высочайшим повелением от 2-го декабря 1816 г. он был зачислен профессором военных наук по лицею и пансиону, где и оставался до 1820 года. 1-го июня 1817 г. Эльснер был назначен членом комитета финляндских укреплений, а 13-го июля был командирован на остров Алланд для составления проекта о заложении там крепости. 12-го февраля 1818 г. он был по собственной просьбе уволен из комитета финляндских укреплений, а в следующем году был назначен членом инженерного отделения военно-ученого комитета. 21-го февраля 1820 г. он был назначен помощником начальника главного инженерного училища. В этой новой должности Эльснер, как сведущему инженеру и педагогу, пришлось много потрудиться. При учреждении инженерного училища важным вопросом являлась учебная часть. Открытия и исследования в области химии, механики и физики шли одно за другим. Необходимость серьезного образования для инженерных офицеров ясно сознавалась учредителями инженерного училища при самом его открытии. Но являлся вопрос, в каких размерах преподавать требуемые предметы. Общий уровень образования был довольно низок. По поводу постановки учебной части велись серьезные прения, и Эльснер как ближайший помощник начальника училища принимал в них деятельное участие. Он составил обширную записку, в которой излагал свой взгляд на образование военного инженера вообще и на границы возможных требований относительно научного образования в главном инженерном училище. По мнению его, все науки делились на общеобразовательные и специальные, строительное же искусство — на военно-строительное и гражданское. Эльснер ясно сознавал прямое назначение училища, и потому желал придать учебному преподаванию исключительный военно-инженерный характер в тесном смысле. Из его записки видно, что он стремился только к возможному. На военного инженера Эльснер смотрел как на человека, которому не чуждо знание строительного искусства, но не как на строителя исключительно. Исходя из этого, он считал необходимым преподавание артиллерии. Надо отдать полную справедливость его ясному воззрению на этот предмет. Он говорил, что при изучении артиллерии следует обращать больше внимания на "употребление и действие орудий, чем на изучение технической части артиллерии, которая для инженера менее важна". Замечание это сохраняет свое значение и для настоящего времени. Военное искусство он считал необходимым для лучшего уразумения инженерам всех правил фортификации в применении их к делу и для того, чтобы инженеры при случае могли заменять офицеров генерального штаба. Признавая огромную пользу от изучения математики в смысле педагогического средства для развития способностей учащихся и как знание существенно полезное для инженеров, Эльснер в особенности останавливался на этом предмете. При преподавании его он считал необходимым иметь постоянно в виду умение применять принципы математики к делу, почему и предлагал избрать простейший способ преподавания в этом случае, совершенно не прибегая к доказательству одной и той же проблемы на разные лады, видимо считая подобный способ учебным щегольством. Вообще, барон Эльснер был того убеждения, что математика в образовании инженера есть не более как средство, хотя и очень могущественное, но никак не конечная цель. Взгляд его на высшую математику теперь покажется, пожалуй, узким, по крайней мере странным. Он прямо указывает некоторые случаи, когда дифференциальное и интегральное вычисления полезны, оговаривая при этом, что хороший строитель может обойтись и без знания и что даже изучение механики возможно без нее; мнение свое он поддерживал тем, что самые знаменитые машины были придуманы простыми людьми, не знавшими высшего анализа. Вообще, он держался того убеждения, что приложение высшей математики к делу чаще встречается в области артиллерии, чем в инженерной практике. Вследствие этого он говорил, что изучение высшей математики не обязательно в училище, тем более что уровень образования и развития тогдашней молодежи был не особенно высок и, кроме того, чувствовался существенный недостаток в хороших преподавателях. К сожалению, начальник училища граф Сиверс, задаваясь более обширной программой, чем барон Эльснер, не проявлял сочувствия к его взглядам на учебную часть. 20-го января 1821 г. Эльснер был пожалован в генерал-майоры, а 3-го марта 1828 г. был назначен начальником главного инженерного училища, каковую должность занимал до самой своей смерти, последовавшей в 1832 году. Помимо своей выдающейся педагогической деятельности, Эльснер известен еще как писатель: его превосходное руководство к полевой фортификации дарилось всем поступавшим в офицерский класс, прекрасное же сочинение по части строительного искусства, переведенное на русский язык генерал-майором Н. К. Ломновским, было долгое время единственным руководством по этому вопросу. Эльснер имел ордена до св. Анны 1-й ст. включительно, неоднократно удостаивался Высочайших благодарностей и пожалован был в Курляндской губернии арендой и 5000 рублями ассигнациями. Формуляр в отделении архива Главного Штаба в Москве.
Преподаватель французской словесностиДавид Иванович де Будри
Пушкин oxoтнo пoсeщaл урoки дe Будри и был лучшим eгo учeникoм. В нaчaлe 1830-x гoдoв oн нaписaл для свoиx «Aвтoбиoгрaфичeскиx зaписoк» oчeрк o дe Будри и рaсскaзaл в нeм o Мaрaтe, кoтoрoгo дe Будри oчeнь увaжaл, и o «дeмoкрaтичeскиx мысляx» свoeгo лицeйскoгo учитeля.
Преподаватель изящных искусствСергей Гаврилович Чириков
Прекрасно воспитанный и образованный человек, скромный, с тонким тактом и поэтическими наклонностями, с художественным вкусом, С.Г. Чириков сыграл значительную роль в воспитании и обучении своих питомцев. Имея аттестат «художника первой степени со шпагой», С.Г. Чириков был даровит и сам много рисовал. Видимо, его особенно привлекал портрет. Можно предположить, что он запечатлел образы всех своих воспитанников, а может быть, и всех лицейских наставников. Известны и подлинные работы Чирикова с его подписью — портрет лицеиста С.Г. Ломоносова и портрет учителя чистописания Ф.П. Калинича. Некоторые из портретов, сделанных им, сохранились в позднейших и малоудачных копиях. Вся его жизнь была связана с Лицеем. Отсюда, уже стариком, он ушел на пенсию. Умер С.Г. Чириков в 1853 году в Петербурге. Квартира Чирикова. Сергей Гаврилович Чириков, лицейский учитель рисования, жил в галерее, то есть в арке над лицейской библиотекой. Если подняться по парадной лестнице на четвертый этаж, то по левую сторону спального коридора мы увидим дверь, ведущую в помещение над библиотекой. Это дверь в квартиру Чирикова. Как и все одинокие наставники, он занимал в здании две комнаты. Они располагались над лицейской библиотекой и соответственно занимали такую же площадь. Воспитанники любили ходить к Чирикову. Просто и весело было им вместе с молодым воспитателем. Уютно устраивались на диване, болтали, баловались. Здесь постоянно, особенно в первые годы, устраивались литературные собрания, на которых учитель и его воспитанники сочиняли повесть, рассказывая по очереди ее продолжение. В его гостиной на стене долго сохранялись строки, набросанные рукой Пушкина. На литературных собраниях у Чирикова первенствовали Александр Пушкин и Антон Дельвиг, отличавшийся необыкновенным даром воображения и фантазии. Здесь Пушкин однажды рассказал историю двенадцати «спящих дев», не упомянув источник — поэму Жуковского. Здесь Дельвиг импровизировал на тему русского похода 1807 года против Наполеона, выдавая себя за очевидца тогдашних происшествий. Его повествование «так живо и правдоподобно», что ему почти верят не только соученики, но и директор В.Ф. Малиновский. В 1814 году Александр Пушкин, опять-таки на собрании у Чирикова, сообщил сюжет своей будущей повести «Метель». С.Г. Чириков упоминается в одной из «национальных песен»: Я во Питере бывал, Учитель уверял, что род его происходил из Персии. М. Корф впоследствии подтверждал, что действительно «в физиономии своей он имел что-то восточное». Кто-то сочинил шутливые стихи о парчовом диване, на котором по вечерам рассаживались поудобнее питомцы Чирикова, предвкушая увлекательнейшее путешествие вместе со своими выдуманными героями. Существует довольно злая лицейская эпиграмма Пушкина на Чирикова «Портрет», которая рисует его человеком, умевшим приспосабливаться к житейским обстоятельствам: Поэт, писец и воин, «Благодушнейшим из смертных» называл С.Г. Чирикова М.А. Белуха-Кохановский. И лицеист выпуска 1838 года поэт-демократ А.Н. Яхонтов вспоминал о Чирикове, как о «благороднейшем и добрейшем человеке, обладавшем замечательным тактом», и отмечал, что учитель был «живою хроникою минувшего Лицея», поэтому воспитанники «осаждали его любопытными расспросами про старину», и он с добродушною снисходительностью отзывался о шаловливых выходках Пушкина, о его сарказмах и эпиграммах.
Врач ЛицеяФранц Осипович Пешель
|
|||||||||||||||||||
copyright © Антон Канжарадзе |